Организация взаимодействия педагогов и семьи, направленная на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, построение партнерских отношений в вопросах образования детей, является целью реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», входящего в состав национального проекта «Образование».
Данные мониторинга региональной системы образования показали, что за последние четыре года заметно увеличился удельный вес детских садов, имеющих консультативные пункты, направленные на оказание родителям помощи в вопросах воспитания, обучения и развития дошкольников: с 19,33 до 40,43 %.
С каждым годом растет доля организаций, непосредственно вовлекающих родителей в образовательную деятельность, в том числе через реализацию совместных образовательных проектов (с 19,71 % в 2014/15 учебном году до 46,92 % в 2019/20 учебном году). Результаты социологического опроса подтверждают полученные данные: более 95 % родителей дошкольников отметили свое активное участие в проводимых в детском саду мероприятиях, праздниках, реализации образовательных проектов совместно с ребенком и др. Абсолютное большинство родителей (97,82 %) также выразили мнение, что имеют возможность вносить предложения по совершенствованию деятельности дошкольной образовательной организации.
Необходимой составляющей успешного сотрудничества детского сада и семьи является информационная открытость образовательной организации. Согласно данным опроса более 90 % родителей отмечают свою удовлетворенность полнотой и доступностью информации, размещенной на официальных сайтах и информационных стендах детского сада.
Наряду с нацеленностью педагогов детских садов региона на сотрудничество с родителями, более чем в половине организаций региона не реализуются совместные с семьей образовательные проекты. Кроме того, около 4 % родителей выразили мнение о несистематическом, выборочном характере своего участия в жизни дошкольной образовательной организации.
Приглашаем вас принять участие в обсуждении следующих вопросов:
Существуют ли, на Ваш взгляд, проблемы организации взаимодействия детского сада и семьи? Какие мероприятия по повышению эффективности данного взаимодействия Вы могли бы предложить?
Реализуются ли в вашей дошкольной образовательной организации совместные с семьей образовательные проекты? С какими сложностями Вам пришлось столкнуться?
Комментарии
Это значит что отношения детского сада и семьи строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей, обе стороны- равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их достижения. Основные формы взаимодействия с семьёй направленные на повышение эффективности данного взаимодействия это дни открытых дверей, совместные занятия, интернет-сайт ДОО, информационно-просветительские стенды, мастер-классы, родительские клубы, совместные проекты, акции, выставки.
в Англии, например, родители платят штраф, если они опоздали в детский сад. А у нас, без объяснения причины могут опоздать даже на занятия...
В Англии, например, родителей штрафуют за опаздывание в детский сад. А у нас , без объяснения причины, опаздывают даже на занятия...
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Проблемой остается нехватка времени у родителей для участия во всех предлагаемых мероприятиях. Также сохраняются семьи не до конца осознающие свою ответственность за обучение и воспитание собственных детей. Над этими проблемами ведется активная работа, организуются индивидуальные консультации (в удобное время для родителей), используются различные формы взаимодействия, в том числе, с подключением специалистов.
Исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания, способствует вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов
1. Составление и заполнение социального паспорта семьи
2. Оценка удовлетворенности родителей работой ДОУ
3. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.
4. Анализ родительской позиции, родительского опыта в воспитании своего ребенка.